● Разное

13 октября 2025 г. 10:10

Рынок строительства торговых центров в России рухнул

Рынок строительства торговых центров в России рухнул

 

По итогам 2025 года объем нового строительства торговых центров в российских регионах может снизиться на 11% — до 280 тыс. кв. м, следует из прогноза консалтинговой компании IBC Real Estate.

Эксперты ожидают, что в ближайшие годы рынок региональной торговой недвижимости продолжит демонстрировать спад.

 

⇒ Иван Федяков, руководитель аналитического агентства INFOLine:

"На самом деле рынок строительства торговых центров достаточно давно лежит на дне.

В лучшие годы в России вводилось в год 5-6 миллионов торговых метров площадей.

После этого рынок обвалился. Если сравнить оценку в 280 тысяч по итогам этого года и 5-6 миллионов, которые были лет 10-15 назад, то нетрудно понять, какое соотношение по объемам ввода мы имеем.

Рынка практически нет. Конечно, есть отдельные локации в рамках развития кварталов, новой застройки.

Но действительно эти проекты чаще всего не масштабные, имеют ярко выраженную локальную функцию".

 

⇒ Алексей Климовский, руководитель отдела экономических исследований аналитического агентства «Национальный Эксперт»:

"Районные ТЦ дешевле в реализации и меньше зависят от больших инвестиций. А бизнесу сейчас очень не хватает капитала, особенно «длинных денег».

Крупные же проекты стоят на паузе: девелоперы не рискуют в условиях, когда кредитные ставки остаются высокими, а стоимость труда, материалов и кредитов растет быстрее, чем доходы от аренды.

Тем более, что немалая часть потенциальных арендаторов не готовы масштабироваться и еле остаются на плаву.
Актуальность формата ТЦ вообще под вопросом, особенно в регионах.

Онлайн-торговля уже откусила солидный кусок рынка — зачастую люди предпочитают заказать товар на маркетплейсе, а не идти в торговый центр.
ТЦ эволюционируют: в успешных случаях они превращаются в хабы с едой, развлечениями и услугами, чтобы удержать посетителей.

Но это работает только при хорошем трафике".

 

⇒ Валерий Корнеев, экономист:

"В I полугодии 2025 года на современные форматы (супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, магазины у дома) приходилось почти 85% розничных продаж продовольственных товаров, а на долю рынков и ярмарок – 3,2%, традиционных магазинов и киосков – 12,4%.

Всего полтора года назад, по итогам 2023 года, доля современных форматов была на 3 п.п.

Торговые центры нуждаются в якорных точках, и ими в первую очередь становятся продовольственные сети, особенно в формате дискаунтеров и жестких дискаунтеров.

Люди стали больше сберегать и меньше тратить, хотя на продовольственной рознице это отражается в меньшей степени. Крупные продовольственные сети по-прежнему демонстрируют двузначные темпы роста продаж, значительно опережая рост рынка в целом.

Поэтому хотя темпы строительства ТЦ и снижаются, замещение рынков, ярмарок и традиционных магазинов и киосков некоторое время сможет поддержать от обвала падение темпов их строительства".

 

⇒ Марина Петрова, заместитель председателя комитета по развитию предпринимательства в АПК Московской торгово-промышленной палаты:

"Строительство новых ТЦ, конечно же, затормаживается.

Прежде всего, речь идет о том, что наступает конкуренция онлайн и оффлайн магазинов. Сегодня эффективны только ТЦ с высоким трафиком, сбалансированные с точки зрения привлечения потребителей.

С другой стороны идет торможение потребления по широкому спектру, в том числе и продуктов питания. То есть потребители вошли в состояние экономии.

В плюсе могут оказаться семейные центры с дополнительными развлечениями. О чем идет речь?

О том, что ТЦ должен стать точкой притяжения для людей с широким спектром интересов. То есть это не только стандартный кинотеатр, но и какой-то развлекательный детский центр.

Если все-таки мы увидим позитивную динамику в экономике, то, конечно, и все, что касается потребительского спроса, покажет у нас рост.

Но при имеющейся ключевой ставке, пока кредитование находится под большим вопросом, потому что необходимо подтверждать, что каждый ТЦ будет обеспечен покупателями".

Лента новостей