18 сентября 2025 г. 12:09
Система распределения и закрепления кадров после окончания обучения неоднозначна
В Госдуме предложили создать проект подготовки кадров с обязательством работать в родном регионе.
С инициативой выступила председатель комитета Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова.
⇒ Евгений Белый, автор Telegram-канала «Наука и университеты», доктор технических наук, профессор:
"Проект, предлагаемый депутатом Яной Лантратовой, вероятно, ориентирован на подготовку специалистов по рабочим специальностям.
Идея создания отраслевых межрегиональных центров имеет право на жизнь. Такие центры могут быть организованы на базе крупных колледжей.
Несомненно, проект применим и к сфере строительства. Но надо учитывать, что подготовка рабочих вне своего региона связана с дополнительными затратами на проезд и проживание обучающихся.
Что касается обязательств о работе после окончания обучения в своем регионе, то в стране уже достаточно широко апробирована модель целевого обучения специалистов в вузах и колледжах.
Плюсы и минусы этой модели уже известны. Так что вполне можно использовать накопленный опыт целевой подготовки и в этом проекте".
⇒ Елена Корнеева, HRD архитектурно-проектной компании «Вектор Проект»:
"Успешность проекта зависит не столько от обязательств выпускников, сколько от условий труда и качества жизни в регионах.
Если молодым специалистам будут предложены привлекательные рабочие места с конкурентоспособной заработной платой, возможностями карьерного роста и благоприятной социальной средой, вероятность того, что они останутся работать в своем регионе, значительно повысится.
Это особенно актуально для сферы строительства, испытывающей серьезный недостаток профессиональных кадров.
Проект может стать эффективным инструментом, но лишь при условии комплексного подхода к созданию комфортных условий проживания и трудоустройства".
⇒ Татьяна Кожевникова, эксперт в области управления персоналом Института экономики роста им. П. А. Столыпина:
"Предложение, касающееся того, что при профориентации школьников надо учитывать отраслевую специфику региона, безусловно, правильное.
Если в регионе развивается аграрная промышленность и туризм (как в Краснодарском крае), то приоритеты в профессиональном образовании должна быть именно в этом направлении, а не в нефтяной промышленности или в металлургии.
А для учащихся на Урале или в Сибири нефтянка и металлургия будут более актуальны, чем сельское хозяйство.
Главный вопрос связан с тем, какими инструментами «обязывать» выпускников оставаться работать в родном регионе.
Если это будут только «штрафные» санкции (например, необходимость компенсировать затраты на обучение, если не отработаешь определенное количество лет), то это приведет к работе «от безысходности», которая не отличается высоким уровнем мотивации, а также носит краткосрочный характер: как только закончится срок отработки, специалист сможет найти другую работу или уехать в другой регион.
Если же удержание молодых специалистов будет происходить с помощью позитивных стимулов, то это будет способствовать устойчивости человеческого капитала региона и росту производительности труда".
Лента новостей



