Самые востребованные виды офисов в кризис | Белая каска

белая

каска

Самые востребованные виды офисов в кризис

Глобальные изменения рынка недвижимости коснулись не только жилья, но и коммерческих объектов. Некоторые типы офисов перестали пользоваться спросом, другие же, напротив, обрели большую популярность.

В первую очередь отметим о сжатии рынка коммерческой недвижимости. Классические офисы и их аренда стали менее привлекательными. Зато существенно вырос интерес публики к так называемому «gray space» – объектам, которыми пользуются по «серым схемам», по типу субаренды или переуступок арендных прав. Иными словами, теперь первичный съем офисов перестал быть главенствующей целью – его используют для последующего получения дохода. Этакая посредническая цепочка арендных отношений. Именно она в настоящее время привлекает все больше внимания среди потенциальных пользователей коммерческих помещений.

Кроме схемы сотрудничества, изменениям подверглись и сами пожелания инвесторов и арендаторов. Сейчас самые привлекательные объекты – это малогабаритные, компактные помещения. Для крупных компаний востребованными остались просторные офисы. При этом спрос на «золотую середину» в плане метража и формата заметно упал. Особенно ярко это проявляется в крупнейших городах страны – Москве и Санкт-Петербурге.

В плане конфигурации и прав особенно актуальны универсальные офисы, которые можно изменить под запросы бизнеса. Никто не знает, что случится завтра – в условиях неопределенности коммерческим деятелям нужно быстро подстраиваться под ситуацию, и гибкие офисы стали идеальным решением проблемы. Не менее важна возможность оформления субаренды – на случай, если изначальная идея бизнеса не «взлетит», арендаторы таким способом стараются оставить «запасной вариант».

Касаемо сроков аренды – они сильно сжались. Если раньше нормой считался съем в течение 5 лет, то теперь наибольший интерес у бизнеса вызывает двухлетнее использование коммерческих помещений. Оно и понятно – на длинную дистанцию пока смотреть мало кто может. Лучше перестраховаться и не брать на себя лишние долгосрочные обязательства, особенно по такой ощутимой статье расходов, как аренда офисов.

Таким образом, даже рынок коммерческой недвижимости адаптируется под новые условия. Изменения при этом крайне логичны – меньше ответственности, больше гибкости и способов получения дохода.